Статьей 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Состав преступления образует нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
По мнению законодателя, термин «иная личная заинтересованность» носит оценочный характер. Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», согласно которому «иная личная заинтересованность» представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. Однако имеющиеся разъяснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений «иная личная заинтересованность» и «ложно понятые интересы службы».
Таким образом, диспозиция статьи 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.
С учетом правоприменительной практики Федеральным законом от 14.07.2022 № 345-ФЗ внесены изменения в статью 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации. Из абзаца первого части 1 статьи 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации исключено указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления. Изменения вступили в силу с 25.07.2022.
Информация Выборгской городской прокуратуры