Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
188990, Ленинградская обл, Выборгский р-н, Светогорск г, Победы ул, дом № 22;
e-mail: svetogorsk@mail.ru 


Приёмная 8 (81378) 6-06-80, 
+7 921 782-59-41(в рабочее время)

ЕДДС 8(81378) 2-21-75 круглосуточно

К 130-летию города Светогорска. Исторический очерк Рубрику ведет А.А. Осмаков. Первые дороги-улицы в Enso и их описание

16.12.2016
К 130-летию города Светогорска. Исторический очерк Рубрику ведет А.А. Осмаков.  Первые дороги-улицы в Enso и их описание

К 130-летию города Светогорска. Исторический очерк
Рубрику ведет А.А. Осмаков.

Первые дороги-улицы в Enso и их описание

Предположительный порядок образования и прокладки первых улиц поселка Enso. 
1. Jääskintie – Выборгское шоссе – ул. Победы − ??? − 1892 г. 
2. Teollisuustie – ул. Заводская – 1887 г. 
а) Jääskintie – ул. Победы 
Несомненно, что первой улицей в еще не существующем поселке Enso была Jääskintie – дорога, связывающая уезды и губернии Финляндии. Можно смело предположить, что эта дорога первоначально проходила по современной трассе железной дороги в обход Vastamäki – Воробьевой горы, так как для гужевого транспорта того времени (до 1892 года) эта гора была большим препятствием. Ее высота хорошо видна и сейчас, по ее не срытой части. При строительстве железной дороги Vastamäki частично была срыта, и построена новая современная дорога, как продолжение Jääskintie. 

Для восстановления утраченной части дороги, для подъезда к частным домам, параллельно железной дороге была проложена ул. М. Горького, куда выходили все улицы из asunto alue Kiurula, Rientola, Rauhila и Tiiliruki с двумя неохраняемыми переездами в районе Выборгского поселка – Vastamäki и молокозавода Valio. Эти переезды сохранились до 1972 года. В то время заводы «Enso» были в пределах КБФ. Точный ответ на это предположение в Финляндии. Сейчас все эти asunto alue остались за бетонным забором ЦБК, а улицы обозначены как исчезнувшие с карты города. 

Jääskintie – Выборгское шоссе – первая и главная дорога-улица в Enso-Светогорск. Газета «Светогорский рабочий» №27 (1044) от 9 мая 1965 года: в ознаменование 20-летия великой Победы над фашисткой Германией Светогорский горсовет решил переименовать Выборгское шоссе в улицу Победы. 

Второй дорогой-улицей была Teollisuustie – ул. Заводская, так как именно на ней шло всё движение на строительство первых заводов «Enso», строительство первых вариантов плотины на Вуоксе на Räikkeläkoski и первых жилых домов в поселке Kalevankylä. 
Характерной чертой всех этих улиц было то, что они прокладывались, подчиняясь рельефу местности. 

В финские времена на Jääskintie были расположены на всем ее протяжении здания торговых предприятий, конторы трех банков. 
С обеих сторон она была застроена домами. До настоящего времени уцелела только часть каменных строений. 

Деревянные же строения исчезли во время боевых действий, так как главная улица была также центром боевых действий, по которой шли все основные наступления-отступления в 1939-44 г.г., другие дома снесены в советское время. 

Центром уже сложившегося поселка Enso была часть главной улицы в районе Kauppatori – торговая площадь, Saastöpankki – современное здание административного совета, Osuusliike – дом пограничников, старый гастроном №6, аптека №31 и до спуска к Unterniska. Главная улица была единственной заасфальтированной улицей в поселке, что вызывало большой интерес жителей хуторов. Они специально приезжали посмотреть, что такое асфальт. Остальные улицы были без такого прикрытия. Если учесть, что автотранспорта тогда было значительно меньше, чем сейчас, то можно с уверенностью считать, что дороги были в отличном состоянии. Об их качестве можно судить по лесным дорогам на хутора. На них спортсмены на лыжероллерах летом тренировались… Пока по ним лесозаготовители не поездили. 

Для большинства приезжающих в г. Светогорск первым был железнодорожный вокзал. От вокзала идет прямая дорога до шоссе ул. Победы, вдоль которой с левой стороны стояли два больших дома №5 и 7. В них были пограничные казармы. После того, как сняли приграничные напряженные отношения в 1944-45 г.г. между СССР и Финляндией, эти дома вновь стали жилыми. У финнов эти дома так и назывались: дома между железнодорожной станцией и образцовыми домами фирмы EGT. В конце 70-х годов их снесли, хотя необходимости в этом не было, так как это место ни под какое строительство не попало, стало пустырем и заросло кустарником. Далее слева в треугольнике двух дорог стояло 2-х этажное здание, которое сгорело. Следующим зданием по ходу действия с правой стороны шоссе стоит 2-хэтажное здание финской почты. В советское время это здание было жилым домом, в данный момент оно покрашено в бело-синий цвет и является автобусной станцией. 

Напротив почты с левой стороны шоссе был mallitalo alue, жилой район образцовых домов для рабочих фирмы EGT. В советское время это был Пограничный поселок. При перестройке города этот поселок снесли, и он зарос диким кустарником. Надо отметить, что во время перестройки города власти поторопились со сносом старого жилого фонда. Ведь не все дома попали под новые застройки, как, например, в этом Пограничном поселке и по ул. Вокзальная, старые дома еще долго могли служить людям. Стоят же их ровесники по улицам Советская, Рощинская, Московская, Садовая, Коробицына и т. д. – горкомхозовские дома. 
При прокладке коммуникаций у новой таможни образовалась просека. 
В деревянном Enso был закон, по которому у каждого дома к крыше должна была быть приставлена или висела на стене лестница. 
Традиционно дома для промышленных рабочих красились в темно-бордовый цвет, а наличники окон, дверей и углов оттенялись белой краской. Хозяева частных домов предпочитали красить свои дома в другие цвета, в основном, это был белый цвет. Надо признать, что многие финские дома в советское время со дня сотворения не красились. На этих домах под фронтоном долго можно было видеть, в какой цвет красил свой дом первый его хозяин. У всех домов был стандартный сарай под дрова и инвентарь такого же колера, что и дом. Поскольку в Enso было, в основном, печное отопление, то для этого на лесной бирже был halkatarha – склад дров с дровоколкой, где механическим колуном кололи чурбаки на поленья. Дровоколка была на 5-м тупике и проработала до конца 60-х годов. У каждого дома был сад и маленький огород – занятие для души. Финский рабочий вполне достаточно зарабатывал на производстве, и у него не было нужды разводить живность. К тому же хорошо развитая хуторная система снабжала Enso всеми сельхозпродуктами. В районе этого mallitalo alue и в районе конбазы комбината были общественные поля по выращиванию капусты, а в советское время это были поля под картофель. Иногда в земле на финских пашнях и огородах попадаются монеты царского и республиканского времени обращения. Есть предположение, что это обычай, и что финны не теряли их, а специально бросали в землю для доброго урожая. 



Продолжение следует...

опубликовано 16.12.2016 в 8:14, администратор сайта Гастюхина И.А.